Вернуться к обычному виду

Инструкция для государственных гражданских служащих Аппарата и посетителей Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о поведении в ситуациях, представляющих коррупционную опасность

Приказом Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике от 27.09.2010 г. №13 утверждена Инструкция для государственных гражданских служащих Аппарата Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике и граждан, посещающих Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике, о поведении в ситуациях, представляющих коррупционную опасность.

 

Инструкция

для государственных гражданских служащих Аппарата Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике и граждан, посещающих Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике, о поведении в ситуациях, представляющих коррупционную опасность

 

Настоящая инструкция регламентирует порядок действий Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике, государственных гражданских служащих Аппарата Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике (далее - служащие) в случае возникновения при исполнении ими должностных обязанностей ситуаций, представляющих коррупционную опасность, а также содержит рекомендации гражданам, посещающим Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике и Аппарат Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике (далее – посетители), по их поведению при взаимоотношениях со служащими, в том числе в целях недопущения возникновении ситуаций, представляющих коррупционную опасность, и при их возникновении.

 

I.Ситуации, представляющие коррупционную опасность.

Требования по недопущению возникновения ситуаций,

представляющих коррупционную опасность

 

1.Ситуацией, представляющей коррупционную опасность, в целях реализации настоящей инструкции признается:

1)  ситуация, в ходе которой совершаются или планируются совершаться деяния, создающие условия для коррупции, в том числе деяния, способствующие возникновению и (или) совершению коррупционных правонарушений;

2)  ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства (конфликт интересов).

2.Деяниями, создающими условия для коррупции, в целях реализации настоящей инструкции признаются следующие действия (бездействие) служащих:

1)неправомерное вмешательство в деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций;

2)использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением собственных материальных интересов служащего либо материальных интересов иных лиц, если такое использование не предусмотрено законом;

3) предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм) при поступлении и продвижении по государственной гражданской службе;

4) оказание неправомерного предпочтения физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений, в том числе предоставление государственной услуги при прочих равных условиях с нарушением очерёдности обращения физических лиц и (или) организаций за предоставлением указанной услуги;

5) оказание любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;

6)использование в личных интересах или в интересах иных лиц информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если таковая не подлежит официальному распространению;

7)необоснованный отказ в предоставлении информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка в её предоставлении, предоставление недостоверной или неполной информации;

8)требование от физических или юридических лиц документов, материалов и информации, предоставление которой указанными лицами не предусмотрено законодательством;

9)нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц, а также установленного порядка рассмотрения (решения) иных входящих в их компетенцию вопросов;

10)воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

11)делегирование полномочий по государственному регулированию предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также делегирование полномочий по контролю за указанной деятельностью.

3.В целях недопущения возникновения ситуаций, представляющих коррупционную опасность, служащие обязаны:

1)исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне;

2)при исполнении должностных обязанностей не оказывать предпочтения каким-либо гражданам, группам и организациям, если оказание предпочтения прямо не предусмотрено законом, быть независимыми от влияния отдельных граждан, групп и организаций;

3)  при исполнении должностных обязанностей исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

4)  соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением службы;

5)  соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

6)  воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике и Аппарата Уполномоченного;

7)принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

8)не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, служащих и граждан при решении вопросов личного характера.

4.В целях недопущения возникновения ситуаций, представляющих коррупционную опасность, служащим запрещается:

 1)получать от посетителей какое-либо вознаграждение (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иное вознаграждение);

2)   предлагать посетителям передать им или иным лицам какое-либо имущество (подарки, денежные средства, иное имущество), предоставить служащему или иными лицам какие-либо услуги, осуществить иные действия в интересах служащего или указанных им лиц;

3)   при взаимоотношениях с посетителями допускать возникновение ситуаций, которые имеют целью предложение, передачу или обещание передачи служащему или иному лицу какого-либо вознаграждения;

4)   при взаимоотношениях с  посетителями обращаться к ним с предложениями о совершении служащим или иным лицом по поручению или просьбе служащего в интересах посетителя деяний, предусмотренных пунктом 2 настоящей инструкции, а также иных деяний, которые приведут или могут привести к недобросовестному и необъективному исполнению служащим должностных обязанностей.

5.Деяниями, создающими условия для коррупции, в целях реализации настоящей инструкции признаются следующие действия посетителей:

1)   передача, предложение и (или) обещание передачи служащему какого-либо вознаграждения (подарков, денежного вознаграждения, предоставление ссуд, оказания услуг, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов, иного вознаграждения);

2)   обращение к служащему с предложениями (просьбами, требованиями) о совершении служащим или иным лицом по поручению или просьбе служащего деяний, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей инструкции, а также иных деяний, которые приведут или могут привести к недобросовестному и необъективному исполнению служащим должностных обязанностей.

6.В целях недопущения возникновения ситуаций, представляющих коррупционную опасность, посетителям запрещается:

1)предлагать, передавать или обещать передать служащему какое-либо вознаграждение (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иное вознаграждение);

           2)при взаимоотношениях со служащим допускать возникновение ситуаций, которые имеют целью предложение, передачу или обещание передачи служащему или иному лицу какого-либо вознаграждения;

           3)при взаимоотношениях со служащим обращаться к нему с предложениями (просьбами, требованиями) о совершении служащим или иным лицом по поручению или просьбе служащего деяний, предусмотренных пунктам 2 и 4 настоящей инструкции, а также иных деяний, которые приведут или могут привести к недобросовестному и необъективному исполнению служащим должностных обязанностей, допускать возникновение ситуаций, которые имеют целью совершение служащим деяний, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей инструкции, а также иных деяний, которые приведут или могут привести к недобросовестному и необъективному исполнению служащим должностных обязанностей.

 

II.Рекомендации для посетителей в случае возникновения ситуаций, представляющих коррупционную опасность

 

7.В случае, если при общении с посетителем служащий совершил деяния, предусмотренные пунктами 2 и 4 настоящей инструкции, а также иные деяния, которые вызвали сомнение в объективном исполнении служащим должностных обязанностей, посетитель вправе сообщить об указанных деяниях:

Уполномоченному по правам человека в Удмуртской Республики Кокорину Михаилу Константиновичу, Руководителю Аппарата Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике Владыкину Борису Емельяновичу (426074, г.Ижевск, пл.50 лет Октября,15, тел.913-121, факс 913-238, электронная почта kmk@gossovet.udm.ru);

Управление государственной службы и кадровой работы Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики (426007,г.Ижевск, ул.Пушкинская, 214, тел.497-067, факс 497-554, электронная почта kadry@gov.udmnet.ru).

8.Обращение, предусмотренное пунктом 7 настоящей инструкции, посетитель может подать как письменно, так и устно.

В обращении следует указывать следующие сведения:

1)наименование должности, фамилию и инициалы лица, которому (в который) направляется сообщение;

           2)фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) посетителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

           3)данные служащего, в отношении которого подается сообщение (фамилия, имя, отчество, место службы и наименование должности);

           4)обстоятельства, при которых посетитель встречался (общался) со служащим;

 5) обстоятельства, послужившие причиной для обращения (перечень деяний, совершённых служащим и предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей инструкции, а также иных деяний, которые вызвали сомнение в объективном исполнении служащим должностных обязанностей, перечень, вид и размер вознаграждения для служащего и (или) иных лиц, передача которых предлагалась служащим за исполнение им своих должностных обязанностей, иная информация);

6) дата и время обращения.

При подаче обращения следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия посетителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

9.В случае подачи обращения, предусмотренного пунктом 7 настоящей инструкции, посетитель вправе получить копию указанного обращения с отметкой соответствующего должностного лица о его принятии (в отметке указывается наименование должности, фамилия и инициалы должностного лица, его подпись и дата принятия сообщения).

В случае, если посетитель заявил о получении копии обращения с отметкой должностного лица о его принятии, указанное должностное лицо обязано незамедлительно после принятия соответствующего обращения изготовить и выдать посетителю копию обращения с отметкой о его принятии.

10. В случае, если при общении с посетителем служащий совершил деяния, создающие условия для коррупции, а также иные деяния, которые вызвали сомнение в объективном исполнении служащими должностных обязанностей, посетитель Уполномоченного и Аппарата также может обратиться в Прокуратуру Удмуртской Республики (426011, г.Ижевск, ул.В.Сивкова,194, тел.948-500), Следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Удмуртской Республике (426011, г.Ижевск, ул.В.Сивкова,194, тел.78-08-04), МВД по Удмуртской Республике (426076, г.Ижевск, ул.Советская,17, тел.78-26-45, 93-41-90, 93-41-33), Управление ФСБ РФ по Удмуртской Республике (426076, г.Ижевск, ул.Пушкинская, 187, тел.66-46-35).

11.В случае совершения деяний, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей инструкции, посетителям следует учитывать, что указанные деяния могут быть в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предметом соответствующей проверки, а также предметом проверки на наличие в указанных деяниях признаков административного правонарушения или преступления.

 

III.Порядок действий служащих в случае возникновения

при исполнении должностных обязанностей ситуаций,

представляющих коррупционную опасность

 

12.В случае возникновения в результате деяний посетителя ситуаций, представляющих коррупционную опасность, в том числе в результате совершения посетителем действий, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей инструкции, служащий обязан:

1)разъяснить посетителю о недопустимости совершения деяний, ведущих к возникновению ситуаций, представляющих коррупционную опасность, и предложить немедленно прекратить совершение соответствующих действий;

2)разъяснить посетителю, что при совершении деяний, ведущих к возникновению ситуаций, представляющих коррупционную опасность, его действия могут быть в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предметом соответствующей проверки, а также предметом проверки на наличие в указанных деяниях признаков административного правонарушения или преступления;

           3)в случае, если посетителем служащему передается, предлагается или обещается к передаче какое-либо вознаграждение (подарок, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иное вознаграждение) в ясной, безусловной и недвусмысленной форме отказаться от принятия указанного вознаграждения;

           4)в случае, если посетитель обращается к служащему с предложением (просьбой, требованием) о совершении служащим или иным лицом по поручению или просьбе служащего деяний, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей инструкции, а также иных деяний, которые приведут или могут привести к недобросовестному и необъективному исполнению служащим должностных обязанностей, в ясной, безусловной и недвусмысленной форме отказать в удовлетворении указанного предложения (просьбы, требования);

5)продолжать исполнять должностные обязанности объективно, добросовестно и на высоком профессиональном уровне.

13. В случае совершения посетителем деяний, имеющих цель склонить  служащего к совершению коррупционных правонарушений, служащий кроме действий, предусмотренных пунктом 12 настоящей инструкции, обязан в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» уведомить об этом Уполномоченного по правам человека в Удмуртской республике и руководителя Аппарата Уполномоченного, которые направляют соответствующее сообщение в органы прокуратуры или другие государственные органы.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью служащего, при этом невыполнение указанной служебной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной гражданской службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уведомление Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике и Руководителя Аппарата Уполномоченного о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений подается служащим в соответствии с приказом руководителя Аппарата от 21.04.2009 № 16-к.

14.В случае возникновения ситуации, которая может привести к конфликту интересов, или возникновения конфликта интересов служащий обязан в письменной форме уведомить Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике и Руководителя Аппарата Уполномоченного о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Одобрен решением Координационного совета Приволжского федерального округа по государственной кадровой политике от 18 февраля 2011 г.

 А53-856пр

 

СТАНДАРТ

антикоррупционного поведения государственного служащего

1. Стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего ­это совокупность законодательно установленных правил, выраженных в виде запретов, ограничений, требований, следование которым предполагает формирование устойчивого антикоррупционного поведения государственных служащих.

2. Стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего предполагает активность его действий, направленных на предотвращение коррупционных проявлений, и (или) строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа от совершения каких-либо действий. При этом поведение государственного служащего должно соответствовать этическим правилам, сформировавшимся в обществе.

3. В основе поведения государственного служащего лежит фактор непосредственных действий по исполнению должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом:

- реализация прав и обязанностей;

- несение ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии задачами и функциями государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности;

- принятие управленческих и иных решений по вопросам, закрепленным в должностном регламенте;

- участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

- взаимодействие в связи с исполнением должностных обязанностей с государственными служащими того же государственного органа, иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

-'оказание государственных услуг гражданам и организациям в соответствии с регламентом государственного органа.

Отклонение при осуществлении своих полномочий от положений должностного регламента может способствовать совершению коррупционных правонарушений, а также являться признаком коррупционного поведения.

3.1. Представление достоверных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и  обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Предоставление сведений осуществляется гражданином, претендующим на замещение должности государственной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также государственным служащим, замещающим указанную должность государственной службы.

Непредставление гражданином при поступлении на государственную службу указанных сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную службу. Невыполнение государственным служащим вышеуказанной обязанности, является право нарушением, влекущим освобождение государственного служащего от замещаемой должности государственной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Совершение вышеуказанных действий направлено на предупреждение коррупционных правонарушений и способствует созданию атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения.

         3.2. Предварительное уведомление представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.

Государственный служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при условии:

- если это не повлечет за собой конфликт интересов (т.е. иная оплачиваемая деятельность не будет влиять на надлежащее исполнение обязанностей по замещаемой должности государственной службы: время осуществления иной работы, заработная плата, выполняемые им иные функции);

- государственный служащий предварительно уведомил представителя нанимателя об этом (это должно быть сделано в письменном виде и у государственного служащего до начала осуществления иной оплачиваемой деятельности должно быть подтверждение, что представитель нанимателя уведомлен).

3.3. Получение письменного разрешения представителя нанимателя:

- на занятие оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

- на принятие наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в должностные обязанности государственного служащего входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

3.4. Передача подарков, полученных государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, в государственный орган, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Указанное правило применяется в случае, если стоимость подарков превышает три тысячи рублей. Вместе с этим государственный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подарки стоимостью до трех тысяч рублей поступают в самостоятельное распоряжение государственного служащего. Поведение государственного служащего в этом случае направлено на то, чтобы получение подарка, не было связано с его личной выгодой.

3.5. Передача принадлежащих государственному служащему ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

Указанное действие государственного служащего направлено на предотвращение возникновения конфликта интересов, когда личная заинтересованность может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей (например, государственный служащий использует служебную информацию для получения дополнительного дохода по ценным бумагам). Передача в доверительное управление ценных бумаг осуществляется в соответствии с главой 53 «Доверительное управление имуществом» Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

3.6. Отсутствие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если замещение должности государственной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

При наличии таких обстоятельств государственный служащий обязан отказаться от замещения соответствующей должности в установленном порядке путем увольнения с государственной службы, перевода на другую должность в этом же или другом государственном органе.

3.7. Использование средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества только в связи с исполнением должностных обязанностей.

В противном случае действия государственного служащего можно рассматривать как действия, направленные на получение каких-либо благ для себя или для третьих лиц, что подпадает под признаки коррупции. Не допускается также передача государственного имущества другим лицам.

3.8. Проявление нейтральности, исключающей возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.

Данное правило поведения направлено на предотвращение нарушения, в том числе Федерального закона «О политических партиях», согласно которому вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Лица, находящиеся на государственной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. Предоставление государственным служащим преимуществ какой-либо партии (объединению), выраженное в определенных действиях, будет способствовать получению ими определенной выгоды, что также является коррупционным поведением.

3.9. Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, в части антикоррупционной составляющей.

Государственный служащий, считающий, что он не обладает достаточными знаниями в сфере противодействия коррупции, может самостоятельно получить необходимые знания (в режиме самоподготовки), либо проинформировать об этом представителя нанимателя для возможного направления его на обучение. Дополнительное профессиональное образование государственного служащего может осуществляться в любых не запрещенных законом формах и видах.

3.10. Уведомление представителя нанимателя, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного служащего. Государственный служащий, своевременно уведомивший в установленном порядке указанных лиц о фактах обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Невыполнение вышеуказанной обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.11. Письменное уведомление своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Государственный служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Указанная обязанность служащего направлена на предотвращение коррупционного поведения. После получения от служащего уведомления представитель нанимателя принимает меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которые могут заключаться в следующем:

- в изменении должностного или служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;

- в отказе государственного служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

- в отводе или самоотводе государственного служащего.

3.12. Обращение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в целях получения согласия на замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего.

Гражданин, замещавший должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Решение комиссии являются обязательными для лица, замещавшего соответствующую должность.

3.13. Сообщение представителю нанимателя (работодателю) сведений о последнем месте своей службы при заключении трудовых договоров.

Гражданин, замещавший должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Указанное действие направлено на реализацию новым работодателем обязанности по информированию о заключении договора представителя нанимателя (работодателя) государственного служащего по последнему месту его службы.

       3.14. Государственный служащий, наделенный организационно- распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

4. Соблюдение запретов, ограничений, требований к служебному поведению, связанных с государственной службой.

4.1. Не осуществлять предпринимательскую деятельность.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или· оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. У лица, находящегося на государственной службе и занимающегося предпринимательской деятельностью, всегда есть соблазн предоставить для себя какие-нибудь выгоды (преимущества), что в рамках антикоррупционного поведения недопустимо.

4.2. Не участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.

Ситуация, при которой государственный служащий находится в финансовой зависимости от коммерческой организации, не будет способствовать антикоррупционному поведению служащего, так как всегда есть риск совершения коррупционного правонарушения. Вместе с этим государственный служащий может участвовать в деятельности органа управления коммерческой организацией, являясь его членом, в рамках своих служебных обязанностей. Более того, при представлении интересов государства на него возлагаются вполне определенные обязанности. В то же время государственному служащему не запрещено осуществлять аналогичную деятельность (в том числе и на платной основе) в органах управления некоммерческих организаций, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

4.3. Не приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

Государственный служащий, обладая в связи со служебной деятельностью информацией о положительной динамике по доходам определенной компании, может совершить коррупционные действия, которые будут выражены в приобретении акций этой компании.

4.4. Не быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Поскольку по закону государственные служащие в рассматриваемой ситуации не могут иметь такого рода полномочий, сделку совершенную представителем - государственным служащим следует считать недействительной как заключенную неуполномоченным лицом. Государственный служащий, при наличии возможности получить полномочия по представлению интересов третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, либо в структурах, подчиненных или подконтрольных этому органу, должен отказаться от данной возможности.

4.5. Не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных  расходов и иные вознаграждения).

Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Государственный служащий должен отказаться от каких-либо подарков (вознаграждений), так как это является одним из признаков коррупции - получение выгоды от осуществления своей непосредственной служебной деятельности.

4.6. Не выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Государственный служащий может выезжать за пределы Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей только в рамках служебных командировок. Речь в данном случае идет не только о факте выезда в командировку, но и обо всех расходах, с ними связанных (проживание, питание и т.п.). Категорически запрещено выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц (в том числе для участия в научных конференциях, симпозиумах, иных мероприятиях), за исключением вышеуказанных случаев, даже если это мотивируется экономией бюджетных средств. Указанные действия также могут быть коррупционными, так как служащий получает определенную выгоду.

4.7. Не разглашать и не использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными государственному служащему в связи с исполнением должностных обязанностей.

К сведениям конфиденциального характера относятся:

- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

- сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Служебной информацией является любая информация, касающаяся деятельности государственного органа, за исключением общедоступной информации, а также информации о деятельности государственных органов доступ, к которой не может быть ограничен (Федеральный закон от 9 февраля ­2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Указанное ограничение распространяется также на граждан после увольнения с государственной службы.

4.8. Не использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

Каждый государственный служащий имеет право:

- быть выдвинутым кандидатом на выборах на государственную (или общественную) должность непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- зарегистрироваться в качестве кандидата и проголосовать по собственному выбору. Использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного и служебного положения является основанием для отказа в регистрации.

Под использованием должностных полномочий следует иметь в виду возможность использования кандидатом организационных, финансовых и информационных средств, к которым кандидат имеет преимущественный или облегченный доступ благодаря своей должности и которые могут способствовать его избранию.

4.9. Не использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных и организаций.

Не создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.

Государственные служащие обязаны руководствоваться исключительно законодательством и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений, а также не имеют права заниматься «партийным строительством» или созданием подразделений конфессиональных служб в государственных органах.

Данный запрет полностью направлен на исключение возможности использования должностного положения государственного служащего в интересах участников общественно-политической жизни. Это означает запрет на публичные высказывания, содержащие оценку их деятельности, свое отношение к ним и, тем более, пропагандирующие их деятельность. В то же время он не направлен на ограничение свободы совести, мысли и слова.

Исключение из этого запрета - право государственных служащих создавать или способствовать созданию профессиональных союзов, ветеранских и иных профессиональных ассоциаций.

4.10. Не входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. Указанное ограничение направлено на недопущение вмешательства в деятельность государственных органов иностранных организаций.

4.11. Не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.

          Предпочтение кому-либо всегда способствует дальнейшему коррупционному поведению, так как оно должно быть как-то выражено: в виде благ, преимуществ для указанного лица.

          4.12. Не допускать действия, связанные с влиянием каких-либо личных,

                               имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

Указанный запрет направлен на предотвращение коррупционного поведения служащего, так как следующий шаг после того, как служащим допущено влияние какого-либо интереса, будет само коррупционное правонарушение.

4.13. Не исполнять данное ему неправомерное поручение.

Неправомерное поручение может заключаться в необходимости совершения действий, содержащих признаки коррупционного поведения. В связи с этим, при получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению служащего, неправомерным, служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме государственный служащий обязан отказаться от его исполнения.

5. В служебном поведении государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

6. Поведение государственного служащего должно быть корректным, не связанным с проявлением высокомерия, грубости, неуважительного отношения к человеку, не допускающим оскорблений, угроз в его адрес.

7. У государственного служащего должна быть хорошая моральная репутация (лояльность, умение пойти на компромисс, взаимодействие, взаимная поддержка в отношениях с коллегами, конструктивное сотрудничество).

8. Государственный служащий должен быть примером поведения для подчиненных (честным, справедливым, беспристрастным, вежливым, доброжелательным, внимательным и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами).

9. В служебном          поведении государственный         служащий должен воздерживается от курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

10. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

 

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА

для применения решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Удмуртской Республики и урегулированию конфликта интересов, созданной в Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики (Указ Президента Удмуртской Республики от 09 апреля 2007 года № 54)

 

от  «24» сентября 2013 года № 3

 

 

 

ПАМЯТКА ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГРАЖДАНСКОМУ СЛУЖАЩЕМУ ОБ ОСНОВАХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Основные нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции:

1. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3.  Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

4. Указ Президента Российской Федерации от 13.03.2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

5. Закон Удмуртской Республики от 20.09.2007 г. № 55-РЗ «О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике»

Основные понятия

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

 Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

 Личная заинтересованность - возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

 

Государственный гражданский служащий обязан:

 1. Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные законодательством.

 2. Представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если должность, замещаемая государственным гражданским служащим, включена в соответствующий Перечень должностей.

3.  Представлять сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего  и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка в случае, если должность, замещаемая государственным гражданским служащим, включена в соответствующий Перечень должностей.

4. Уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

5. Уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры, обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

6. Передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организации) в доверительное управление в случае, если такое владение приводит или может привести к конфликту интересов.

 7. Сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) в течение двух лет после увольнения с государственной службы в случае, если замещаемая в государственном органе должность была включена в соответствующий Перечень должностей.

 

Государственному гражданскому служащему запрещается:

 1. Замещать должность в случае избрания или назначения на государственную должность или выборную должность в органе местного самоуправления.

 2. Осуществлять предпринимательскую деятельность.

   3. Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

 4. Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

 5. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы.

 6. Выполнять иную оплачиваемую работу в случае, если выполнение такой работы приводит или может привести к конфликту интересов.

 7. В течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы  замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего, без согласия  соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских  служащих и урегулированию конфликта интересов, в случае, если должность, замещаемая государственным гражданским служащим, включена в соответствующий Перечень должностей.

 

 Ограничения, связанные с гражданской службой:

 1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

- непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу.

  -  утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции.

 

 Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

·                    непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

·                    непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

·                    участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

·                    осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

·                    вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

__________________

 

 

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА

для применения решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Удмуртской Республики и урегулированию конфликта интересов, созданной в Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики (Указ Президента Удмуртской Республики от 09 апреля 2007 года № 54)

от  «24» сентября 2013 года № 3

 

ПАМЯТКА
по недопущению государственными гражданскими служащими  Удмуртской Республики  поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки, либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки

         

         Понятие взятки

         Взятка - получение должностным лицом лично или через посредника  денег, ценных бумаг, иного имущества,  либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

         Понятие иного имущества охватывает любое, помимо денег и ценных бумаг, как движимое имущество (драгоценности, автомобиль, и др.), так и недвижимое  (земельных участок, жилой дом, дача и т.д.).

         Под выгодами имущественного характера, следует понимать оказываемые должностному лицу безвозмездно, но в других случаях подлежащие оплате услуги имущественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.д.), а также иные действия, имеющие имущественный характер, если они не оплачены или не полностью оплачены должностным лицом (например, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами). 

 

         Понятие вымогательства взятки

  Вымогательство взятки - требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий (бездействий), которые могут причинить вред законным интересам гражданина либо заведомое создание условий, при которых гражданин  вынужден передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

 

В целом ряде случаев совершение государственными гражданскими служащими определенных действий может восприниматься окружающими как согласие принять взятку.

 

Некоторые слова, выражения и жесты могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки. Следует воздерживаться от употребления подобных выражений при взаимодействии с гражданами. К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.

 

Обсуждение определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий государственного гражданского служащего, может восприниматься как просьба о даче взятки. К числу таких тем относятся, например:

- низкий уровень заработной платы государственного гражданского служащего и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;

- желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;

- отсутствие работы у родственников государственного гражданского служащего;

- необходимость поступления детей государственного гражданского служащего в образовательные учреждения и т.д.

 

Исходящие от государственного гражданского служащего предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от его решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки. Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой государственного гражданского служащего. К числу таких предложений относятся, например предложения:

- предоставить государственному гражданскому служащему и (или) его родственникам скидку;

- воспользоваться услугами конкретной компании  и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;

- внести деньги в конкретный благотворительный фонд;

- поддержать конкретную спортивную команду и т.д.

 

Совершение государственным гражданским служащим определенных действий, может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки. К числу таких действий относятся, например:

-  регулярное получение подарков;

- посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего или работника.

__________________

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА

для применения решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Удмуртской Республики и урегулированию конфликта интересов, созданной в Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики (Указ Президента Удмуртской Республики от 09 апреля 2007 года № 54)

 

от  «24» сентября 2013 года № 3

 

 

 

ПАМЯТКА 

О ПРИВЛЕЧЕНИИ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ И ДАЧУ ВЗЯТКИ И МЕРАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 

             

Получение должностным лицом лично или через посредника взятки за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе называется ВЗЯТКОЙ.

 

ВЗЯТКА является уголовным преступлением.

 

Предметом взятки могут быть:

деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автотранспортные средства, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость;

услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости;

завуалированная форма взятки – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

 

Субъект получения взятки – это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию, осуществляющее функции представителя власти либо лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

 

 

 

РАЗМЕР ВЗЯТКИ ДЛЯ НАСТУПЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗНАЧЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ.

 

            ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ — преступление, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод лично или через посредника за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

 

 

Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Квалифицирующий признак

Вид наказания

получение должностным лицом взятки лично или через посредника 

 

штраф в размере от 25-кратной до 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

либо лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки.

 

получение должностным лицом взятки в значительном размере 

(более 25 000 руб.)

штраф в размере от 30-кратной до 60-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

либо лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки.

 

получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие)

 

штраф в размере от 40-кратной до 70-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

либо лишение свободы на срок до от 3 до 7 лет со штрафом в размере 40-кратной суммы взятки.

 

деяния, указанные выше, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления

 

штраф в размере от 60-кратной до 80-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

либо лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере 50-кратной суммы взятки.

 

деяния, указанные выше, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере

(более 150 000 руб.)

 

штраф в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки,

 

либо лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и со штрафом в размере 60-кратной суммы взятки.

 

деяния, указанные выше, совершенные в особо крупном размере

(более 1 000 000 руб.)

штраф в размере от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

либо лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

 

 

По статье 290 УК РФ ответственность несет и то должностное лицо, которое получило взятку за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если оно в силу должностного положения могло способствовать таким действиям (бездействию).

 

 

 

 

 

 

ДАЧА ВЗЯТКИ — преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению действий (бездействие), общее покровительство или попустительство по службе в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию).

 

Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

Квалифицирующий признак

Вид наказания

дача взятки должностному лицу лично или через посредника

штраф в размере от 15-кратной до 30-кратной суммы взятки,

 

либо принудительные работы на срок до 3 лет,

 

либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере 10-кратной суммы взятки.

 

дача взятки должностному лицу лично или через посредника в значительном размере

(более 25 000 руб.)

штраф в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы взятки,

 

либо лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере 15-кратной суммы взятки. 

дача взятки должностному лицу лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие)

штраф в размере от 30-кратной до 60-кратной суммы взятки,

 

либо лишение свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки.

 

деяния, указанные выше, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере (более 150 000 руб.)

штраф в размере от 60-кратной до 80-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

либо лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере 60-кратной суммы взятки.

 

деяния, указанные выше, совершенные в особо крупном размере

(более 1 000 000 руб.)

штраф в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки,

 

либо лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

 

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

 

 

КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП – незаконная передача денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (взятка) лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д.. за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

 

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

Квалифицирующий признак

Вид наказания

незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением

 

штраф в размере от 10-кратной до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет,

 

либо ограничение свободы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет,

 

либо лишение свободы на срок до 3 лет.

деяния, указанные выше, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

 б) за заведомо незаконные действия (бездействие)

штраф в размере от 40-кратной до 70-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

 либо принудительные работы на срок до 4 лет,

 

либо арест на срок от 3 до 6 месяцев,

 

либо лишение свободы на срок до 6 лет.

 

незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением

 

штраф в размере от 15-кратной до 70-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового,

 

либо лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 40-кратной суммы коммерческого подкупа.

деяния, указанные выше:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряженные с вымогательством предмета подкупа;

в) совершенные за незаконные действия (бездействие)

 

штраф в размере от 50-кратной до 90-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

либо лишение свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы коммерческого подкупа.

 

Лицо, совершившее деяния, предусмотренные выше, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Не может быть признано добровольным заявление о коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

 

 ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ – непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ)

Квалифицирующий признак

Вид наказания

посредничество во взяточничестве в значительном размере (более 25 000 руб.)

 

штраф в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

либо лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки

 

посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения

штраф в размере от 30-кратной до 60-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

 либо лишение свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки.

 

посредничество во взяточничестве, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере

(более 150 000 руб.)

 

 

штраф в размере от 60-кратной до 80-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

 либо лишение свободы на срок от 7 и до 12 лет со штрафом в размере 60-кратной суммы взятки.

 

посредничество во взяточничестве в особо крупном размере

(более 1 000 000 руб.)

штраф в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

либо лишение свободы на срок от 7 до 12  лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

обещание или предложение посредничества во взяточничестве

штраф в размере от 15-кратной до 70-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или штраф в размере от 25000 до 500 000 000  рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет,

 

 либо лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере от 10-кратной до 60-кратной суммы взятки

 

Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

           

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся получить предмет взятки или подкупа, содеянное квалифицируется как покушение на получение взятки или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе. При этом за покушение на преступление предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 66 УК РФ как за неоконченное преступление.

 

 

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 306 УК РФ).

 

 

 ВНИМАНИЕ!   Вас могут провоцировать на получение взятки или коммерческий подкуп!

 

ПРОВОКАЦИЯ ВЗЯТКИ ЛИБО КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА - попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

 

Провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ)

Квалифицирующий признак

Вид наказания

 попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа

штраф в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев,

 

либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового,

 

либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

 

 В случае предложения взятки  гражданский служащий ОБЯЗАН уведомить представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения.

Также необходимо обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в  органы внутренних дел или в органы прокуратуры.

            В случаях предложения взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых их сотрудниками. В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о даче взятки Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру РФ, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

 

 

НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Является административным правонарушением.

  

Незаконное  (ст. 19.28 КоАП РФ)

Квалифицирующий признак

Вид наказания

незаконное вознаграждение от имени юридического лица

 

административный штраф  на  юридических лиц в  размере до 3-кратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 1 000 000 рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав

 

незаконное вознаграждение от имени юридического лица, совершенные в крупном размере

(более 1 000 000 руб.)

административный штраф на юридических лиц до 30-кратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 20 000 000 рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав

 

незаконное вознаграждение от имени юридического лица, совершенные в особо крупном размере

(более 20 000 000 руб.)

административный штраф на юридических лиц в размере до 100-кратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 100 000 000 рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав

 

________________________